Во время звукоизвлечения струны колеблются не только целиком, но и своими отдельными частями. Эти самостоятельные колебания частей струны образуют дополнительные тоны - обертоны, высокие звуки которых сливаются в общем звучании струны...
Чтобы выделить обертоны и заставить звучать определенный участок струны, нужно пальцем левой руки слегка прикоснуться к ней точно над металлическим порожком. В это время правая рука, переместившись несколько ближе к подставке, извлекает звуки обычным способом (апояндо или тирандо). После этого палец левой руки тут же приподнимается над струной и дает возможность свободному вибрированию определенной части струны. Все места прикосновения пальцев левой руки к струнам расположены точно над порожками. Обертоны напоминают звучание флейты и поэтому получили название флажолетов (flagolet - флейта; фр.). Флажолеты, звучание которых образуется при помощи легкого прикосновения пальцев левой руки к струнам и обычного звукоизвлечения правой рукой, называются натуральными. Не везде звучание натуральных флажолетов достаточно отчетливо, поэтому в исполнительской практике игры на гитаре они чаще всего берутся над 3-м, 4-м, 5-м, 7-м, 9-м, 12-м или 19-м порожками, реже над 2-м. Примечание: В некоторых учебниках и самоучителях игры на гитаре неверно указано на то, что во время исполнения флажолетов (натуральных) "палец левой руки касается струн над ладами". Это следует понимать как "касание пальца над порожком лада". Если прикасаться к струнам над ладами (те в промежутках между порожками), - флажолеты извлечь невозможно. Существует несколько способов обозначения натуральных флажолетов: Fl. или Фл. - в отечественных изданиях, arm. или harm. - в зарубежных. Рядом с этими обозначениями ставится арабская или римская цифра, указывающая номер порожка и обозначающая место прикосновения пальца левой руки. Нота, над которой выставлено обозначение флажолетов, может соответствовать его точной высоте, но иногда показывает звук открытой струны. Точная высота флажолетов обозначается ромбовидными нотами. В этих случаях номер порожка и струна не указываются. Гитарист должен хорошо усвоить систему высотного соотношения между звуком открытой струны и расположением флажолетов на ней. Принцип исполнения натуральных флажолетов на всех струнах одинакова. Флажолеты 12-го порожка звучат на октаву выше открытых струн гитары или точно так же, как обычно прижатые струны на XII ладу.