Вы, наконец, добрались до клубных подмостков и включились в большое дело. Первая песня концерта, и, в клубах дыма, ваше первое соло. Вы вызывающе смотрите в зал, ожидая увидеть там толпу девчонок, замерших от восхищения.
Но к вашему ужасу вы вдруг видите Стива Морса, Джо Сатриани и Эдди Ван Халена, сидящих со сложенными на коленях руками, критически уставившихся на ваши пальцы. Что же вам делать? Утопить рычаг и издать мотоциклетный рев?
Нет! Вас выручит соло, разграниченное сериями флажолетных визгов! Флажолеты всегда вас выручат. Ниже следует краткий курс по исполнению и правильному использованию этого заслуженного гитарного приема. Те, кто не знает как извлекать флажолеты, проделайте следующее: прикоснитесь к 5-й струне ровно на 12 ладу третьим пальцем левой руки. Теперь правой рукой извлеките звук, и вы услышите ноту октавой выше, чем открытая 5-я струна. Также слегка касаясь струны, сдвигайте постепенно палец в сторону головки грифа, извлекая при этом звуки. Слышите обертона? Это и есть флажолеты.
Чтобы получить этот эффект, нужно с помощью переключателей добиться наиболее высокого тембра. Задний датчик максимализирует ваши усилия по достижению требуемого флажолетного звука. Кроме того, вам понадобится сустейн или овердрайв. Еще лучше, если у вас есть дисторшн. Когда вы берете флажолет, струна не резонирует так, как обычно взятая нота или открытая струна. Это происходит потому, что флажолет извлекается на приглушенной струне. Тем не менее, можно заставить флажолет звучать ярко и полноценно. Итак, для наших целей вам понадобится дисторшн, чтобы получить нужную длительность и "у-у" какой звук.
В примере 1 показаны пять упражнений с использованием флажолетов и рычага. В первом случае 1-я и 2-я струны глушатся указательным пальцем левой руки, расположенным на втором ладу. Положите "подушечку" вашего третьего пальца на третью струну в сантиметре перед вторым ладом. Возьмите рычаг безымянным пальцем и мизинцем правой руки, а медиатор держите большим и указательным пальцами. Утопите рычаг (6,5,4 струны заглушены кистью правой руки). Сразу после удара медиатором, снимите палец левой руки со струны и верните рычаг в первоначальное положение. Добавьте к флажолету немного вибрации с помощью рычага. Это не даст флажолету звучать как паровозный свисток. Частота тремоло должна определяться ритмикой песни. Проделайте эту последовательность операций со следующими четырьмя нотами (точка соприкосновения пальца левой руки со струной указана в табах). Определите и запомните, какие ноты вы получаете в результате. Первые три ноты упр.1 играются на 3-й струне между 2-й и 3-м ладами. Как мы уже сказали, первая нота берется в сантиметре перед 2-м ладом. Вторая нота берется посередине между 2-м и 3-м ладами. Третья нота играется чуть ниже 3-го лада, а четвертая и пятая берутся прямо над 4-м и 5-м ладами. Клянусь, вы и не подозревали, что между 2-м и 3-м ладами на 3-й струне можно извлечь три ноты!
В примере 2 перейдем к струнам с оплеткой (6, 5, 4) и найдем точки для 8-ми флажолетов на каждой из них. Соответственно это будут лады 12, 9, 7, 5 и 4, плюс еще 3 флажолета, лежащие между 2-м и 3-м ладами. Сначала попытайтесь получить полноценный звук с помощью медиатора, а затем (коль речь идет о тэпинге) я покажу вам интересную фишку.
Вместо того, чтобы брать струну медиатором, попытайтесь в нужную точку нанести резкий удар 3-м пальцем левой руки. Еще резче вы должны убрать палец. Шлепайте наотмашь, не стесняясь, если палец будет падать в том числе и на струны 3, 2, 1 (они должны быть надежно заблокированы, либо указательным левой, либо свободными пальцами правой руки). Обобщая вопрос о глушении струн, еще раз напомню: все струны кроме звучащей должны быть заблокированы любым известным (или удобным) вам способом. Если таким образом вы добьетесь хорошего звучания флажолета без участия правой руки, она будет свободна для работы рычагом. Это открывает новые возможности.
|