Авторское право © WWW : Табы для гитары бас гитары в Guitar Pro 5 скачать бесплатно, формат табулатур в архиве gp4 gp5 gtp
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Каморка гитариста » Гитарные статьи » Хроматика
22.02.09 00:09

 

 

"ХРОМАТИКА В ЕЕ ОСНОВНОМ И ТОЧНОМ СМЫСЛЕ ЕСТЬ СФЕРА ФУНКЦИОНАЛЬНО ПОД­ЧИНЕННЫХ ДИАТОНИКЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ И ГАР­МОНИЧЕСКИХ ИНТОНАЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВМЕСТЕ С ДИАТОНИКОЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО-АНТИТЕЗУ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ".

(С. Григорьев)

Термин "хроматика" (хроматизм) может быть использован с разными значениями. В одном случае ("бытовом") подразумевается ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД или его фрагменты, т.е. когда движение содержит более одного полутона подряд. Наглядный пример – произведение Римского-Корсакова «Полет Шмеля».

 

В другом, более широком ("научном") значении, понятие хроматики включает в себя различные "интонационно-смысловые явления", выходящие за пределы диатоники - от минимального смешения близких диатоник до абсолютного 12-звучного хроматизма, включая не только собственно хроматические, но также и ДИАХРОМАТИЧЕСКИЕ (диатонические по существу, но хроматические по положению) интервалы и аккорды.

 

«Отражая глубокую многоплановость подлинной, высокой музыкальной организации, система хроматики в целом включает многообразные расчленяющие и организующие ее подразделения - особые интонационно-структурные зоны. Таковы диатоническая основа и хроматическая надстройка, хроматика первого и второго порядка, хроматика ладовых структур мажора и минора и хроматика симметрично-геометризованных звуковых построений. Сами виды диатонических звукорядов и их подразделения более стабильны и малочисленны, чем виды и подразделения звукорядов хроматических. И это, в свою очередь, приводит к столь важным контрастным их качествам, как монолитная замкнутость диатонической и разветвленная разомкнутость хроматической звукорядной системы».

(С. Григорьев)

 

Виды хроматизма:

 

1. Вводнотоновый - заполнение, опевание ступеней опорной диатонической структуры проходящими и вспомогательными хроматическими тонами.

2. Микстовый - смешение диатоник, полиладовость, мажоро-минорные системы.

3. Альтерационный - изменение (b, #) ступеней лада, усиливающее тяготение одних тонов в другие. Различают внутритональные и модуляционные альтерации.

4. Особые виды хроматических структур - мелодические и гармонические образования, исходящие из структуры увеличенного трезвучия или уменьшенного 7-аккорда (симметричные увеличенные и уменьшенные звукоряды).

5. Составные двухзвенные структуры, состоящие из опорной части в основании (зона устоя) и альтерированной верхней части - кульминанты, содержащей ступени лада хроматической доминанты (зона неустоя).

6. Хроматические сдвиги диатонических структур, основанные на принципе чередования устоя и неустоя на органном басу.

7. Серийная техника, используемая в додекафонии... Бр-р-р!

 

Любое хроматическое явление воспринимается в музыкальном сознании при соотнесении с диатоническим ориентиром. "Хроматизм не представляет собой самостоятельной системы, а является надстройкой, превращающей диатонику в более широкую музыкальную организацию, обогащенную новыми интонационными возможностями".

 

Могут ли хроматические ступени существовать вне диатоники? Совокупность белых и черных клавиш дает полный хроматический звукоряд. Белые клавиши - полная диатоника. А черные – что? Черные являются хроматическими ступенями, но между собой они также образуют диатонический звукоряд - пентатонику. Так "хромики" образуют надстройку - диатонику второго порядка.

 

Хроматическая система, в отличии от диатонической, носит открытый, разомкнутый характер. При восприятии диатоники, слух сразу определяет границу "допустимости" и фиксирует любое изменение в сторону расширения границ диатоники. В случае с хроматикой сознание, обнаружив сравнительно большое число хроматизмов, быстро теряет им счет. В связи с этим можно выделить два контрастных стиля, отличающихся по звучанию - "строгий", "натуральный" - диатонический и "свободный", "искусственный" -хроматический.

Вывод: экспериментируя с различными ладами, желательно помещать их в подходящую им диатоническую или хроматическую интонационную среду. Чтобы обеспечить необходимую "среду обитания", можно использовать различные музыкальные стили, соответствующие им ритмические, гармонические и мелодические модели.

Так джаз, например, в основном хроматизирован и поэтому в его интонационной атмосфере могут быть использованы самые "рискованные" ладовые образования (что весьма напрягает и раздражает неискушенный слух, привыкший к замкнутой диатонике). Большинство стилей рока созданы в рамках диатоники (условной или микстовой). Но современные мастера трэша хроматизируют тональность, прибегая к "полутоновой психопатии", а джазовые новаторы, наоборот, обращаются к народным истокам (кантри, фолк, рок), ограничиваясь чистой диатоникой.

Блюз адаптируется к любым звуковым системам - от неполной диатоники (пентатоника) и миксодиатоники (смешение мажора и минора) до хроматического блюзового звукоряда и альтерированных ладов.

URL / WWW
http://guitarplay.ru/article/a-21.html